Поскольку мой опыт автостопа не то чтобы уж очень велик (чуть больше 25 тысяч км, в-основном по магистральным трассам РФ), знатоки вряд ли могут рассчитывать узнать что-то новое для себя здесь. Попробуйте поискать на сайте команды УЛЬТРА. Впрочем, я не обещаю, что Вы и там что-нибудь найдете %-). А вообще-то неплохим сайтом на эту тему является Трасса.


Автостоп в СНГ

Автостоп был, есть и будет экстремальным туризмом, но безнадежным его считать нельзя, потому что люди добры, во-первых, и водителям скучно, во-вторых. На этих двух основополагающих принципах все и держится.

Нижеприведенное исследование состоит из двух частей, соответственно, теоретической концепции и практической реализации. В первую входят основы психологии и языка жестов, применяемых при автостопе, во вторую включен опыт пройденных трасс. В приложении дана хронология происходивших событий с краткими комментариями от автора и пожелавших высказаться.

-> Теория
-> Практика


Теория автостопа.

Как было обозначено выше, весь изложенный материал основывается на личном опыте и привязывается к личным особенностям, по-видимому. То есть, если Вы – молодой человек лет эдак 20-30, длинноволосый, очкастый, астенического телосложения, с рюкзаком средней или большой вместимости (40-80л), то Вы – это я ;). В смысле, Вам эти заметки подойдут легко. Экипировка может варьироваться, летом 2000-го я наконец-то перешёл на "комбезный" режим, а большой анатомик сменился умеренным экспедиционником, что, видимо, несколько повысило подбираемость.

Симпатичная девушка или суровый боец с накачанной мускулатурой должны делать поправки на свой имидж. Но любому из нас будет явственно больше везти, если мы стоим там, где уместно, и голосуем корректно, но эффективно.

Соответственно, теоретические выкладки автостопа подразделяются на следующие основные подразделы:

Стратегия

Под стратегией подразумевается планирование своих перемещений, как то: изучение трассы по атласу автодорог (называемому в народе стопником), разметка контрольных точек, сроков и т.д. Конечно, если Вам хочется поприключаться по дороге, а не добраться из пункта А в пункт Б в разумные сроки и с минимальными происшествиями, этот раздел (впрочем, как и весь этот текст вообще) можно смело пропустить ;>.

Достаточно важно планировать время выхода и движения. Мой опыт показывает, что наилучшим временем суток для автостопа является ранний и средний вечер (с пяти до девяти где-то, с поправкой на регион и время года), вторым по пригодности является раннее и среднее утро (тоже примерно с пяти и где-то до одиннадцати, пожалуй), а день и ночь менее пригодны – в них лучше либо двигаться на далекоидущей машине, либо отдыхать. При этом почти на любой дороге ночью есть мёртвый час, примерно с трёх до пяти минимум и с полуночи до семи максимум. Надо понимать, однако, что на М10 (Москва – Питер) это означает одну машину в 20 минут, а где-нибудь в глубинке это может означать 0 машин.

На дорогах местного значения, а иногда и республиканских мёртвый час может иметь место и днём. При этом мёртвый час не обязательно означает полное отсутствие машин, но скорее всего львиная их доля будет локальной, а подбираемость будет низкой.

Далее, практически по всей территории Украины, а также в Башкирии местные жители повсеместно добираются попутками "до соседней деревни", что может существенно затруднить автостоп (N.B.: они это делают за деньги :), поэтому на Украине я вообще предпочитаю передвигаться по ночам (по крайней мере летом), либо в такое время года и суток, когда становится возможно одеть комбинезон и выделиться из толпы тюленей не только поведением, но и одёжкой.

В начало секции
В начало страницы

Позиции

При выборе позиции следует руководствоваться двумя самыми основными правилами:

  1. удобство водителю для остановки. Не ждите понимания водителей, стоя под знаком "Остановка запрещена". Что означает хотя бы минимальное знание знаков, регулирующих дорожное движение.

    N.B. На самом-то деле порой под этим знаком вполне даже останавливаемо, но это уже надо смотреть по обстоятельствам.

  2. хорошая обозреваемость. И Вас, и Вам должно быть видно заранее.
Чаще всего этим требованиям, а также менее принципиальным, как то: относительная безопасность и освещенность, - удовлетворяют следующие места:
  1. Посты ГАИ (ДПС, КПМ и т.д.). Я знаю нелюбовь многих людей к власть предержащим, но факты таковы: с поста ГАИ гораздо проще уехать дальше, чем из многих других мест. При этом, естественно, надо учитывать соответствие поста первым двум требованиям (хотя со вторым тут проще, ибо посты обычно проходятся на относительно малой скорости, что является дополнительным плюсом).
    Учтите, что "стоять на посту" означать стоять минимум в 5-10 метрах после контрольного шлагбаума, а лучше – дальше. Полоса вплоть до километра после поста ещё вполне расценивается, как "возле поста".
  2. Крупные и мелкие перекрестки (развилки). Крупные, естественно, лучше. Развилки магистралей и республиканских/областных трасс котируются почти что наравне с постами ГАИ (кроме скорости и освещенности) – да на них зачастую посты и ставят.
  3. Охраняемые стоянки и АЗС. С точки зрения этики автостопа считается некорректным подходить к водителю, который становится на отдых (да и довольно безрезультатным на самом деле), но нет проблем подойти к собирающемуся ехать дальше. Впрочем, об этом подробнее в правилах поведения.
  4. Въезды и выезды из населенного пункта. Обычно выезд является предпочтительным, но отнюдь не всегда.
  5. Пункты питания и рынки. Самые невыгодные точки из людных. На них действуют правила, примерно схожие со стоянками и АЗС – ловить на выходе. Трудность (особенно для девушек) может состоять в том, что на Вас могут посмотреть, как на товар. :-I
  6. Вершина горы или холма. В холмистой или, тем более, горной местности, вряд ли стоит рассчитывать на то, что Вам кто-нибудь остановится на подъеме или спуске, хотя исключения есть из любого правила.
  7. Поле-пооооле, чисто поооооле... Вообще не вполне понятно, что Вы в нём делаете.

Для всех вышеуказанных мест, привязанных к объектам (как то: стоянка, АЗС и т.д.), правильнее всего стоять на выезде (дальней границе) объекта – с запасом на удобную остановку траснпортного средства.

В начало секции
В начало страницы

Жесты

Жесты являются средством привлечения внимания водителя и обмена с ним информацией. Вытянутая вверх правая рука, ладонью обращённая к водителю – "стой" (обычно по мере приближения машины рука опускается чуть ниже, как бы продолжая удерживать линию от ладони до водителя), один (указательный) палец – "возьми одного" (если вас двое), два пальца (указательный и средний) – "едем только вдвоём", кулак с вытянутым большим пальцем машет прямо за спину – "едем далеко". Все эти жесты служат для того, чтобы обозначить Вашу автостопную сущность. Кулак с вытянутым большим пальцем, выставленный перпендикулярно дороге, тоже может служить знаком автостопа.

Часто бывает, что в ответ на поданные Вами сигналы водитель начинает жестикулировать в ответ. Знание языка этих жестов может дать неплохие результаты (в смысле увеличения вероятности того, что Вас возьмут) и сократить затраты времени и нервов на общение. В общем и целом, эти знаки подробно и смешно изложил Толик Жестов, и я не вижу причин не привести здесь его заметки:

From: Tolik Jestov			2:5020/268.88@fidonet.org
Date: Tue, 01 Sep 98 15:18:32 +0400
Subject: Танцы на трассе
AREA: RU.AUTOSTOP

\|/

[skip]

imho, знаки драйверов относятся обычно к трем категориям:
1 специально-технические
2 магические
3 обидные (выражают эмоциональное отношение водителя к Вам лично и таким
вообще)

по порядку
1.1 поворачиваю направо-налево очень скоро – движения верхними конечностями в
характерном право-левом направлении. Активность взмахов варьируется в
зависимости от конкретного драйвера и активности вентиляции трассы стопщиком.
1.2 еду недалеко – тыкание каким-либо пальцем (кроме большого) вниз,
напоминающее попытку процарапать лобовое стекло для разделения кабины на две
равные (не очень равные) части.
1.3 собираюсь спать – руки складываются ладонями внутрь, пальцами в одну
сторону, подосятся/прижимаются к щеке (обычно правой) после чего, в зависимости
от усталости оного драйвера, его фигура может сделать непроизвольное качание в
направлении сиденья.
1.4 тут спит напарник – накрывающе-застилающе-дугообразное движение руки над
(якобы) свободной/занятой частью сиденья. После этого может быть добавлен жест
_1.3_ (часто одной правой рукой)
1.5 место занято всякими вещами полезнее Вас – движения руками параллельно полу
кабины, имитирующие попытку заплыва брассом.
1.6 Рад тебя видеть (на обочине) – правая ладонь развернута к стопщику,
пальцами вверх, кисть делает легкие колебательные движения перпендикулярно
направлению дороги
1.7 не возьму(тоже самое что и все предыдущее, но более определенно) -
отрицательное покачивание головой либо интенсивные движения руками типа "отстань
противный" либо легкое отнятие рук от руля с растопыркой пальцов кверху либо
разведение руками  в стороны с пожатим плечами( ну куда тебя, сам видишь, машина
пустая!) Может быть заменено миганием фар/переключеним света ближний-дальний и
др.
1.8 мотаюсь туда-сюда в пределах пригорода – палец, направленный _вниз_,
очерчивает несколько кругов радиусом до 10 см.
1.9 за рулем сумасшедший – вращение пальцем у виска с производством неприятных
гримас.
1.10 я ничего не могу понять – стучание указательным согнутым пальцем себя в
лоб
1.11 меня тут нет – каменное лицо с отсутствующим выражением
1.12 могу взять на крышу – жест указующий вверх /он же магический -
молись Господу/ он же синоптическо-пятачковский – "кажется, дождь собирается"
1.13 мне тут тоже хорошо – пальцы сжаты в кулак, большой торчит вверх
1.14 у меня уже есть стопщики – рубящие движения ладонью по затылочной части
головы


2 приводятся наиболее(по возможности) близкие смысловые аналогии

2.1 руки воздетые к небу – Господи помоги моей совести выдержать еще одно
испытание
2.2 руки молитвено сложенные перед грудью/лицом – Господи, помоги ему! (а меня
не трогай!!!)
2.3 Имитация демонстрирования двух небольших арбузов(вот что у меня есть) руки
с растопыренными пальцами подняты на уровень плеч кисти вращаются туда-сюда.
 – скоро судьба повернется к тебе лицом (этот оптимизм характерен для драйверов
"южного" происхождения )
2.4 задумчивое чесание (обычно репы) – хорошо, что это не со мной...

3

3.1 Fuck you – объяснять внешний вид надо?
3.2 Пешком ходить надо/сам дойдешь – указательным и средним пальцами
изображается ходьба.
3.3 Фиг тебе – надеюсь тоже без комментариев...
3.4 Hу куда ты вообще собрался _...._(нужное вписать) – потрясание повернутой к
себе ладонью параллельно направлению трассы
3.5 Bye, baby – no comments
3.7 Маст дай – давяще-крутящее движение большим пальцем направленным вниз
3.8 Быстрый тест на ориентацию – воздушный поцелуй с подмигиванием

Вроде все. Кто вспомнит еще – дополняйте
Удачи всем кто в пути
Сволик
В начало секции
В начало страницы

Экипировка

Вопрос выбора одежды упирается и в правила поведения тоже, ибо одежда не должна быть вызывающе дорогой или выглядеть таковой – сочувствия у водителей в ней Вам не снискать. Горячо любимая многими поколениями джинса здесь котируется вполне, ибо дорогой уже давно не считается. В сочетании со своей относительной теплотой и непродуваемостью это – хорошая одежда. Вполне употребимы также футболки, майки, для холодной погоды кофты и свитеры, куртки – в общем, все, как обычно. Наличие комбинезона может дать Вам сразу два плюса: помимо защищенности от погодных условий еще и некоторую оформленность, на которую легче клюнут водители – те из них, которые в принципе берут спортивных автостопщиков.

Подводя итог об одежде: она должна защищать Вас в тепло и в холод, в солнце и в дождь. Естественно, от тепла и солнца защищать не особенно нужно, но в этом случае одежда не должна мешать – то есть, либо быть компактной, либо иметь резервированное место в рюкзаке, а лучше – и то, и другое.

Рюкзак подбирайте по вкусу, их сейчас много. По моему опыту, 60л – это вполне трассовая емкость (достаточная). Рюкзак должен быть хорошо упакован и легко переносим Вами на расстояние в 2-3 км хотя бы – иногда на хорошую позицию приходится хорошо идти. Чем более по-туристски выглядит Ваш рюкзак – тем лучше. То же самое касается всей одежды, по крайней мере, носимой на виду.

Если ночью Вы не спите, то Вам желательно иметь дополнительную теплую одежду, а также "ночной" комбинезон или куртку – ярких расцветок и/или с нашитыми светоотражательными элементами. Наличие фонарика для подачи сигналов также упрощает жизнь. Если Вами предусмотрены стоянки/ночлеги, то крайне желательно возить с собой спальный мешок, пенку (коврик туристический ростовой) и лёгкую палатку либо по крайней мере кусок полиэтилена, обеспечивающий по размерам изоляцию Вашего спального места от дождя (подстиланием снизу и затем укрыванием сверху).

Наличие запаса продуктов и питья отдается на откуп модели поведения. Поскольку распространенная практика такова, что водители на трассе кормят/поят автостопщиков, многие предпочитают не обременять себя лишними тяжестями. Другие причины, по которым люди не берут с собой еды и питья – это наличие практически на любой трассе кафе, закусочных и магазинов, с одной стороны, и отсутствие желания/возможностей питаться на трассе, с другой. Лично у меня, если только я нормально выспался и не замерз/перегрелся, потребность в еде и питье минимальна. Поэтому я обычно беру с собой НЗ из сухих завтраков и минеральную воду – она не пьется взахлеб, в отличие от всяких спрайтов, да и полезнее намного. От еды в хороших кафе, тем не менее, не отказываюсь :). Вообще тенденция такова: автостопщика в комбинезоне ярких расцветок реже порываются накормить, но и спокойнее относятся к наличию у него денег на еду и мобильного телефона :). По крайней мере, в европейской части.

В начало секции
В начало страницы

Поведение

Своим поведением Вы можете как привлечь, так и отпугнуть водителя. Поэтому не делайте резких движений. Как минимум полезно быть (или казаться хотя бы) уверенным в себе человеком, который знает, что делает. То бишь: не суетиться. Ни на позиции, ни в кабине. Это не означает: не веселиться, к примеру. Именно не суетиться. Во-первых и прежде всего – не бежать к остановившейся машине, особенно ночью – это может испугать водителя. Быстро идти – сколько угодно.

В разговоре с водителем нужно быть, с одной стороны, вежливым, а с другой стороны, готовым к мимикрии. Заговорив с водителем на том языке, на котором обычно говорит он (я не имею ввиду языковые барьеры – это отдельный вопрос. Я имею ввиду некий диалект, которым данный водитель пользуется в разговоре – типичные слова, обороты, и так далее), вы упрощаете контакт с водителем и, как следствие, повышаете степень его дружелюбности по отношению к Вам.

Как на этапе знакомства ("здравствуйте, я тут собрался автостопом туда-то, не подбросите ли до ... ?"), так и по пути Вам предпочтительно строить разговор таким образом, чтобы у водителя не возникали напряги по поводу Вашего существования в его машине. Поэтому, как минимум, девушкам, которые не хотят нарваться или быть высаженными, не стоит разговаривать на сексуально-эротические темы. Набор тем, вызывающих напряг, выясняйте самостоятельно. На этапе посадки это может быть, например, вопрос, насколько далеко Вам нужно ехать. По моему опыту это не должно быть ни слишком далеко, ни слишком близко. О дальности путешествия можно (и, наверное, даже нужно) говорить уже в кабине, тем более что этот вопрос возникнет наверняка. Показав себя во время поездки хорошим попутчиком (собеседником, помощником), вы можете зачастую рассчитывать на более дальний подвоз, чем водителем планировалось вначале.

Обычно, если трасса достаточно длинная, в её начале я упоминаю конечный пункт (реакция "ничего себе, куда собрался"), а ближе к концу упоминаю начальный (аналогично "ничего себе, сколько уже проехал") и всегда прошу подвезти до следующего поста ГАИ/ДПС либо крупного населённого пункта. Обычно у водителя не возникает отрицательных реакций на просьбу подвезти на небольшое расстояние, и если он видит, что с Вами всё в порядке, сам может предложить увезти Вас далеко. Если Вы имеете целью проехать именно небольшое расстояние (до поста), лучше не называйте дальнего конечного пункта, если Вам будет психологически неудобно отказаться ехать далеко.

Бытует мнение, что "автостопщик должен толкать телеги". Я бы сказал, что он должен уметь это делать. Но не менее важно, чтобы автостопщик умел слушать и поддерживать разговор. И даже просто молчать. Ибо водителям зачастую надо выговориться собеседнику, обсудить с ним что-нибудь, а не послушать рассказы. А бывают и такие, кто любит тишину. Так что будьте готовы рассказывать, но сперва прислушайтесь. НО! Не забывайте поглядывать за состоянием водителя. Если он устал, клюёт носом – Ваше время пришло :). Вспоминайте все свои лучшие анекдоты, сказки и приключения, чешите языком, втягивайте водителя в разговор. Иначе беда.

Если оба устали, глотки охрипли, разговаривать не можется, а спать всё равно хочется, есть ещё одно народное средство – что-нибудь грызть (как правило, семечки). Являясь большим нелюбителем семечек, я прибегаю к ним только в крайних случаях, и вот этот случай (проверено опытом) – крайнее не бывает.

Если же на водителя не действуют ни семечки, ни разговор, и он всё равно вырубается, Ваша задача – додержать его в бодром состоянии до ближайшей удобной стоянки и напомнить ему на эту стоянку встать: в состоянии сильной усталости водитель может таковую по инерции проехать.

В процессе стопа могут приключаться следующие неприятности: вис, разговоры с местными жителями, разборки с ними же, конкуренция с ними же. Метод решения вопроса практически всегда одинаков: уходить. Местные жители в процессе разговора очень любят пускаться в всспоминания и рассказывать страшные истории о незадачливых автостопщиках, которые очень долго висели или вообще сошли с трассы и уехали цивилом. Все это – наглый гон. Единственное возможное рациональное зерно в их словах – это неудачный выбор позиции. Если на то похоже, надо не полениться пройти дальше. Ошиблись – вернетесь, корона не упадет.

Если местный житель конкурирует с Вами в съеме машины, практически наверняка Вам надо становиться за ним, чтобы он фильтровал поток на Вас, а не наоборот. И на расстоянии не менее метров 15, если позиция позволяет.

В начало страницы

Практика автостопа.

В этом разделе приводятся справочники по трассам разных составителей. Пополнения, обновления, исправления и дополнения приветствуются. В скобках указаны населенные пункты, до которых трасса доходит в действительности, если они отличаются от заявленных конечных пунктов.