Здесь представлены мои личные наблюдения за трассой М7 при движении в сторону Казани и далее Уфы. Отдельно даны наблюдения по участку Чебоксары - Зеленодольск через Волжск. К наблюдениям присовокуплены комментарии Булата Салахутдинова (BS) из Казани. МОСКВА - ВЛАДИМИР - НИЖНИЙ НОВГОРОД - ЧЕБОКСАРЫ - КАЗАНЬ - НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - УФА. Длина: 799 км от Москвы до Казани, 525 от Казани до Уфы. Раньше трасса считалась казанской, до Уфы её продлили относительно недавно. Т.е., трасса от Казани до Уфы была и раньше, но к М7 не относилась. Если пунктом назначения является Уфа, то предпочтительнее может оказаться М5. Впрочем, многие считают иначе. Населённые пункты: МОСКВА Реутов Балашиха (ДПС) Ногинск (ДПС, 2-я бетонка ) +- поворот на Орехово-Зуево (ДПС, 3-я бетонка) (КПМ - контрольный пункт милиции) Покров Петушки Липна Лакинск (часто радарят по всей длине, то же самое в Болдино) ВЛАДИМИР (ДПС за 1 км до начала объездной, объездная частично идёт через город, новая объездная с южной стороны далеко за городом) Сенинские Дворики (ДПС в нас. пункте, поворот на Ковров, перекрёсток) Вязники (ДПС на въезде) +Гороховец (ДПС на нижегородском выезде, ж/д переезд) +- поворот на Дзержинск (ДПС) НИЖНИЙ НОВГОРОД (ДПС примерно за 2 км до въезда, трасса идёт ч/з город) +Кстово (ДПС) - поворот на Сергач (ДПС, не работает, иногда стоит машина, АЗС) Лысково (кафе, ДПС на выезде) +Воротынец (ДПС) ----------------- Чувашия --------------------------------------- +Никольское (ДПС, поворот на Ядрин) - поворот на Козьмодемьянск ЧЕБОКСАРЫ (ДПС, объездная от нас. пункта Хыркасы) Цивильск Мост через р. Свияга (ДПС) ----------------- Татарстан ------------------------------------- Тюрлема (ДПС) Мост через р. Волга (ДПС) КАЗАНЬ (объездная) - пов. на Мамадыш (в стороне) - пов. на Игру, Ижевск, Пермь. Елабуга (объездная) НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ Мензелинск Поисево ----------------- Башкортостан ---------------------------------- Старое Байсарово Яркеево (АЗС, ГИБДД в стороне от трассы) Асяново - пов. на Дюртюли (ДПС, кафе, трасса на Красноуфимск) Кушнаренково (ДПС) Шарипово (ДПС) - поворот на объездную УФА (Затон, ДПС, поворот на Дёму) Тип трассы: Четырёхполоска от Москвы до Владимира, от границы Нижегородской области до Нижнего, бурно накатывается в разных местах Владимирской области. Четырёхполоска а-ля магистраль на большей части новой объездной Владимира, от Нижнего до Кстово, объездная Казани, несколько километров за Казанью, от села за 20 км до Елабуги и вплоть до выезда из Набережных Челнов. Трёхполоска кусками по Чувашии. Идёт активный ремонт и благоустройство трассы, изменения происходят в каждом сезоне. В связи с ремонтом моста транзит через Владимир закрыт. Покрытие: Гудрон или асфальтобетон (двухполоска) на большей части участков, в Татарии сносная, в Башкирии тоже ничего, в остальных местах ближе к плохой. Во Владимирской и Нижегородской областях, а также в Чувашии возможны проблемы с топливом. Благоприятное время: утренне-вечернее. Выезд из Москвы - Шоссе Энтузиастов, далее Горьковское шоссе. Вполне нормальная позиция сразу за МКАД, а лучше даже на выходе с южного или северного (верхнего) лепестков развязки. Осмысленно браться сразу до Владимира, но не менее осмысленно оторваться на локале до Ногинска или Орехово-Зуево. Почти к выезду можно попасть троллейбусами 64, 77 от М Новогиреево (они выходят практически к МКАД, но чуть южнее Горьковского шоссе). Любители ситистопа могут стартовать от М Ш. Энтузиастов, отойдя чуть далее за остановки городского транспорта. Как вариант, оттуда можно уехать автобусом 702 до поворота на Южное Измайлово - это значительно ближе к выезду из города, и поток локального транспорта там существенно ниже. Туда же можно попасть от М Измайловский Парк автобусом 20. Собственно на МКАД в точке пересечения с Горьковским шоссе можно попасть А 133 от М Рязанский проспект или Щёлковская и А 760 от М Щёлковская. Участок от Москвы до Покрова примерно густо утыкан населёнными пунктами, много средненьких позиций, но я бы советовал максимум от поворота на Орехово-Зуево пытаться уехать более или менее далеко. Владимир: новая объездная к югу от города, старая к северу, частично в городской черте. Пост ГАИ на московской стороне примерно за 1.5 км до начала города и старой объездной, далее в её середине поворот на Иваново. На выезде ничего. На новой объездной несколько двухуровневых развязок, постов нет, позициями являются лепестки и русла развязок. Транзитное движение через город закрыто в связи с ремонтом моста, все идут по новой объездной, но когда-нибудь ремонт закончится, и поток разделится. От поста ГАИ до начала старой объездной тянется ещё стоянка и мелкая торговля. Выбор: либо тормозить практически сразу за постом, либо выходить на объездную. Во втором случае позиция скоростная и не самая удобная. Вполне действующей позицией является также поворот на Иваново (ближе к нижегородскому концу объездной, в городе), за которым достаточно удобная полоса для останова машин, особенно если оттянуться за ближайший локальный выезд (метров 150) при движении в сторону Казани. Сенинские дворики - ДПС, поворот на Ковров, перекрёсток, колонка с водой - позиция средненькая, относительно скоростная. Вязники: пост на въезде закрыт, потом светофор и разветвление. В сторону Москвы позиция вполне, но скоростная, в сторону Нижнего лучше уходить за светофор. Гороховец: позиция ближе к нижегородскому концу объездной, в сторону Москвы за переездом, в сторону Нижнего за ДПС (аналог Едрово по М10, но расстояние между переездом и ДПС меньше). Поворот на Дзержинск: пост ДПС, позиция среднескоростная. Отойдя чуть дальше от поста, можно ловить второй рукой локал, выходящий из Дзержинска. В сторону Москвы вполне разумная позиция. Нижний Новгород: объездной НЕТ :(. Это неудобно, хотя не фатально. Теоретически можно пройти город на транспорте - с пересадкой. На московский выезд ходит Тб 10, но после него позиция скоростная, только светофор иногда краснеющий. До выездного ДПС - примерно 1.5 км. Мы проходили сити-стопом - вдоль по Казанской трассе сити-стоп в Нижнем неплох. На выходе из города позиция скоростная. Поста нет. До Кстово - километров 25. Местные жители охотно подбирают стопщиков и довозят их до Кстово (пост ДПС), от которого имеет смысл подбираться минимум до Воротынца. На Кстово в сторону Москвы позиция неплохая, но скоростная. Участок от Нижнего и до границы Чувашии считается криминогенной зоной, и удаляться ночью от постов ДПС нерентабельно - резко снижает подбираемость. Кстово: пост ДПС. Из Нижнего идёт много локала, так что добраться туда особых проблем нет. От поста - как повезёт. Однажды мы туда попали уже совсем ночью и в результате зависли. Ночью грузовых практически нет, зато идёт толпа коммерческих междугородних автобусов в самые разные города. В один из таких нас совершенно неожиданно взяли. Самому Кстово недавно сделали объездную, теперь за Кстово (со стороны Чебоксар) скоростная развязка. Поворот на Сергач: пост ДПС и заправка НЕ ОСВЕЩАЮТСЯ. Через километр примерно маленькое кафе в деревне - освещается, но позиция, если честно, отвратная. Однако, пока световой день не кончился, за постом и перед заправкой вполне позиция. Лысково: АЗС, стоянка, много кафе. Позиция средняя, ночью плохая. Далее, через километр примерно после выезда, есть пост ДПС - позиция неплоха, если машина идёт сразу за Лысково, иначе ничего хорошего. В кафе на московском выезде достаточно неплохо питаться. Воротынец: ДПС, местный перекрёсток, автостанция местного сообщения. Никольское, поворот на Ядрин: граница Чувашии, ДПС/КПМ. Позиция средняя. Поворот на Козьмодемьянск: место нашей высадки ранним утром. Скоростная позиция, перекрёсток. Относительно недалеко от Чебоксар. Чебоксары: объездная. Собственно, город несколько в стороне, трасса идёт мимо. Не доезжая до Чебоксар, есть крупная стоянка, в т.ч. дальнобоев. У первого поворота на Чебоксары (н.п. Хыркасы) - пост ДПС, чуть дальше - весовой контроль. Высаживаться следует там. На самой объездной все позиции относительно скоростные. По непроверенным данным в сторону Казани лучше уходить от весового контроля за поворот - у самого весового контроля никто становиться не хочет. Далее - по новым мостам через Свиягу и Волгу. Карты, выпущенные до 1997 года, безнадежно устарели - на них эта дорога в лучшем случае обозначена как строящаяся. Трасса уже давно не проходит через Нижние Вязовые - Зеленодольск, тем не менее километраж считается по-старому (799, реально - 859), а указатели кое-где могут врать. Мост через Каму у Набережных Челнов платный. Плату за мост через Волгу отменили. Цивильск: город как город, в середине есть кольцо, на котором ответвляется дорога на Ульяновск. Само по себе кольцо - вполне позиция. Тюрлема: ДПС, более ничем не примечательна. Если машина идёт в Йошкар-Олу, можно попробовать отклониться от М7 и пройти стороной, по участку Чебоксары - Зеленодольск - Казань ч/з Волжск: Чебоксары Новочебоксарск - поворот на Казань (Шимшурга) - перекрёсток, поворот на Карабаши (Звенигово) и Шелангер - Красногорский, поворот на трассу Казань - Йошкар-Ола Илеть Помары Волжск Зеленодольск Но в целом я бы не советовал, Марий Эл для автостопа вообще труден, и основной транспорт всё же идёт по магистрали. Сами Чебоксары проходятся на двух троллейбусах. Ситистоп не пробовали, хотя "въезжающей" машиной однозначно можно сэкономить часть пути, если она въезжает достаточно далеко. На выезде из Чебоксар в сторону Новочебоксарска пост ГАИ, на нём и разворачиваются троллейбусы, в частности, 6. Местный житель, который ехал в Новочебоксарск, изменил курс и подвёз нас на другую сторону плотины, хотя никто его об этом даже не успел попросить. Хорошие там люди попадаются. Можно прорываться этапами: от поста до перекрёстка (кольцо), от кольца - до выезда с плотины. На выезде с плотины - въездной ДПС республики Марий Эл и пост весового контроля. Позиция относительно неплохая. Далее идёт трасса на Йошкар-Ола, трафик маленький. В Й-О ходят ПАЗики, которые стопроцентно подбирают, иногда хотят денег за проезд, а иногда нет. Поворот на Казань: большая развязка с круговым движением, стоят указатели "Казань", не ошибёшься. Рядом стоящие населённые пункты называются невнятно (типа Шимшурга ;), лучше на них не ориентироваться, а спрашивать "поворот на Казань". Трасса местного значения, трафик мал - водители транзита не очень любят забираться в Марий-Эл, особенно после открытия моста через Волгу близ Казани. В целом одна машина в 2-5 минут. На слиянии данной трассы и трассы Йошкар-Ола - Казань (н.п. Красногорский) есть ДПС. Далее до Казани постов нет, исключая выездной из Марий Эл у Волжска, расположенный крайне неудобно. Дорога через Волжск и Зеленодольск имеет довольно-таки плохое качество. Казань: есть объездная, которая впоследствии плавно переходит в продолжение трассы М7 (сворачивать никуда не надо), каковое можно опознать по концу магистрали и посту ДПС. Из города можно выйти одной из "выходящих" трасс, на ней также есть пост ГАИ (примерно в километре от окружной улицы). От Казанской объездной налево уходит какая-то трасса на Пермь, о её качествах ничего не известно. - поворот на Мамадыш - есть большая стоянка и кафе. Поворот на Елабугу: большая развязка. Всё скоростное. Здесь ответвляется трасса на Ижевск, Пермь. От собственно поворота до выезда из Елабуги в сторону Челнов около километра, на выезде позиция скоростная. До этой развязки попадается ещё несколько поворотов на Елабугу ;), но они все местного значения - только в город. От последней развязки до Челнов примерно 20 км. Набережные Челны: объездной, как таковой нет, хотя одна из дорог по значению похожа на объездную. При въезде в город был ДПС, переделан под авторемонт. Можно пытаться ловить транзит на Уфу, не заезжая в город. В городе плотина (на Каме), за проезд через который платят грузовые машины, а также транзитный транспорт. От плотины до выхода можно проехать трамваем 8. Спрашивать Орловское кольцо - там поворот на Мензелинск. На самом перекрёстке круговое движение, за перекрёстком удобная позиция, но скоростная. От перекрёстка до поста ГАИ несколько километров (вплоть до 12). К Орловскому кольцу ходят трамваи 1, 2, 6, 8, и трасса на Мензелинск уходит по ответвлению, противоположному трамвайной колее. Этот выезд богат таксистами и тюленями. Мензелинск (в стороне): АЗС, автостанция, перекрёсток, трасса поворачивает, позиция средне-скоростная. Много локала в Поисево, есть ли в нём смысл - сложно сказать. Теоретически в Поисево может появиться дополнительный транспорт с второстепенного перекрёстка. Поисево (в стороне): перекрёсток, чуть дальше АЗС. Обе позиции средне-скоростные. Яркеево: АЗС, табличка ГИБДД есть, но поста нет. Поворот на Дюртюли: засадный указатель, на котором неправильно указан поворот на Уфу. Чтобы не потеряться, надо ехать "по главной" и не забыть проконтролировать километровый указатель: если вы свернули "не туда", отсчёт резко изменится. Там же примыкает трасса из Красноуфимска, потому не следует отказываться от машины, если она идёт в Дюртюли - оттуда может подобрать другая машина. В сторону Москвы надо пройти 500м от ДПС далее и пройти за левый поворот, ибо на Москву - налево, а прямо на Красноуфимск. Кушнаренково: ДПС. Шарипово: пост ДПС. Есть ли смысл в этих двух - не знаю, от Уфы до Дюртюлей 115 км. Развязка "клевер" - поворот на объездную (на М5 - направо). Уфа: въезд через Затон, пост ДПС, поворот на Дёму (2 км) - наилучший путь транзита на Челябинск. Комментарии пишите по адресу gvs@rinet.ru Ниже следует текст комментария (с незначительными купюрами), присланный Булатом Салахутдиновым (BS). Купюры вызваны интеграцией в основной текст того, что там выглядит более уместно (отмечено инициалами автора): ======================================================================== 1. Если двигаться на локальном автобусе в Чувашии (там их множество), то стоит иметь в виду, что в Цивильске обычно заходят контролеры и тщательно проверяют билеты, хотя и не всегда. 2. Выезжая из Казани в сторону Чебоксар, имеет смысл доехать на электричке до станции Тюрлема (подходят поезда до Урмар, Канаша) - 1.5-2 часа езды. Ни в коем случае не выходить в Свияжске (Н. Вязовые) - уехать оттуда можно только автобусом на Чебоксары, ходит несколько раз в день. В Тюрлеме хорошая позиция - ж/д переезд, через который проходит поток, идущий из Казани по мосту. Чуть дальше есть кафе, стоянка дальнобойщиков. Если машина идет в Чебоксары, лучше высаживаться не на объездной, а немного раньше - в п. Кугеси (кафе, стоянка). 3. Казань - Елабуга - Н. Челны, или Дорога смерти. Трасса узкая, неосвещенная и проходящая вдали от населенных пунктов. Машины бьются очень часто. В зимнее время дорога регулярно закрывается на 1-2 дня из-за снежных заносов или гололеда. Локального транспорта мало, можно сразу взять машину до Наб. Челнов. (Большинство челнинских машин имеет номера серии ех-16.) Стоянка дальнобоев - возле казанской объездной, есть еще несколько стоянок и кафе. Почти все (включая рейсовые автобусы) останавливаются не доезжая Мамадыша (не путать с поворотом на Мамадыш). В районе Елабуги не так давно построена новая объездная, ни на одной карте пока не обозначенная, но ездят и по старой. Проезд по мосту через Волгу, а также через плотину Нижнекамской ГЭС в Наб. Челнах бесплатный только для транспорта, зарегистрированного в Татарстане (ТТ, ТБ, 16RUS). Остальные платят по весу на специальных контрольных пунктах. С уважением, Булат Салахутдинов. Казань. Загляните на www.dubna.ru/~gril, разделы "Города и регионы", "Трассы" ========================================================================