Здесь представлены мои личные наблюдения за трассой М5(E30). Итак: ЕКАТЕРИНБУРГ - ЧЕЛЯБИНСК - УФА - САМАРА - ПЕНЗА - РЯЗАНЬ - МОСКВА. Общая длина - не помню :) От Уфы до Москвы - 1455 км. От Челябинска до Уфы, кажется, 380, а от Екатеринбурга до Челябинска 200. Считайте сами %-). Населённые пункты: МОСКВА - пов. на Лыткарино Быково (ДПС) Бронницы (ДПС) -Коломна (объездная) Луховицы (ДПС) РЯЗАНЬ (ДПС на въезде и выезде, объездная местами идёт через город) Путятино (ДПС, заправка) +Шацк (ДПС, рынок и заправки на московском въезде) Умёт (TIR parking на московском въезде, кафе) * Зубова Поляна (стоянка, кольцо) Аким Сергеевка (ДПС) - поворот на Саранск (459-й км, н.п. Зарубкино) - граница Пензенской области (ДПС, далее АЗС, стоянка) Беднодемьяновск -Нижний Ломов (ДПС) +Мокшан (весовой контроль, кафе) *** - поворот на Саратов, Тамбов (скоростная развязка) ПЕНЗА (ДПС на въезде и выезде, объездная частично идёт через город) Городище (ДПС) Кузнецк (объездная, ДПС у московского конца) +Сызрань (ДПС у московского конца объездной) Тольятти (посты ДПС на въезде и выезде) САМАРА (в стороне) +- поворот на Бугульму и Оренбург (ДПС) -Октябрьский (объездная) Кандры (в стороне, пост ДПС за 3 км до со стороны Москвы) -Покровка - пов. на Чишмы и Арсланово (в стороне) УФА (объездная, ДПС на въезде из Москвы, потом 3 скоростных развязки) - пов. на Ашу (рынок) Сим -Усть-Катав (в стороне) +- пов. на Юрюзань (ДПС) Златоуст (в стороне) Миасс (в стороне) +Чебаркуль (в стороне, ДПС, заправка) ЧЕЛЯБИНСК (длинная и странная объездная) ЕКАТЕРИНБУРГ Минусом в первой позиции обозначены заведомо минусовые точки, в которые попадать не рекомендуется, плюсом - хорошие позиции. Звёздочками обозначены точки хорошего питания, чем больше звёздочек, тем лучше кормёжка. Покрытие: гудрон/двухполоска на большей части участков. Магистрали: Москва - первая бетонка, Тольятти - Самара, поворот на Чишмы - Уфа, Челябинск - Дружный, Снежинск - Екатеринбург. Под магистралью понимается по две и более полосы в каждую сторону движения, разделённые зелёной (травяной) полосой. Четырёхполоска: Бронницы - Рязань, поворот на Саратов - Пенза, Пенза - Чемодановка. Местами есть трёхполоска. После Рязани и практически до Пензы покрытие за редкими исключениями представляет собой отвратительную разбитую асфальтобетонку (как на М3), которую только летом 2001 года стали ремонтировать и частично расширять. С осени 2001 г. ГЭС у Тольятти закрыта на ремонт, транзитные машины частично идут по М7 и через Ульяновск, частично по понтонному мосту в стороне или за некоторые деньги прямо по мосту на ГЭС ;) ВНИМАНИЕ: в Башкирии поснимали почти все посты ДПС с трассы М5, остались только въездной (около Кандров), Дёмский (Уфимский) и выездной (въездной со стороны Челябинской области). Тем, кто хочет попасть в Уфу, всё равно советую М5, но обращаю внимание на то, что М7 короче на 100 км и гораздо качественней на участке от Москвы до Нижнего. В отличие от этой, за М7 следят. Минусы М7 - низкая подбираемость от Москвы за Нижний почти до Казани, таксизм в окрестностях Набережных Челнов, непрозрачность трассы за Челнами - порой на перекрёстке трасса сворачивает. Благоприятное время: зависит от участка. От Екатеринбурга и вплоть до Самары ночь (примерно с часу до пяти) - мёртвое время. От Самары до Москвы это уже не столь однозначно, и чем ближе к Москве, тем лучше. В Рязани меня подбирали в 3 часа ночи - правда, из Москвы, а не в Москву. Старт из Екатеринбурга - дальний конец ул. Димитрова, спрашивать надо, как проехать на Химмаш. Годится троллейбус 1 от ж/д вокзала, автобус 6 из центра, 19 от ул. Карла Либкнехта до поворота на Химмаш, оттуда ещё примерно 1.5 км до поста ДПС. На посту - удобная позиция, широкая трасса (4 полосы, недолго, впрочем ;). Проходить лучше за 1 прыжок, потому что, высадившись в середине, проторчать можно долго. Примерно посередине участка есть поворот на Кыштым, на который сворачивает часть транспорта, идущего на Уфу. Если машина проходит большую часть этой своротки, можно попытаться рискнуть. Я не стал. Тем, кто идёт по своротке, следует учитывать, что Кыштым - это одна из точек радиоактивного заражения на местности, посему задерживаться там не рекомендуется. Если водитель едет в Уфу, можете попробовать соблазнить его видами лунных пейзажей. Чуть далее середины дорога опять становится четырёхполосной и остаётся таковой до самого Челябинска. Альтернативный вариант движения - по трассе 1Р402 (из Екатеринбурга на Пермь) до Красноуфимска, оттуда по локальной дороге до Кропачёво, там рядом Сим. Достоинство - практически полное отсутствие крутых и затяжных уклонов, что существенно для грузовых машин. Этот отрезок надо проходить только насквозь, в середину не заезжать. Достоинства (кроме отсутствия уклонов) - великолепная дикая природа, отрада для глаза. Челябинск: на московский выезд идёт троллейбус 11, 12, маршрутка от вокзала - любой транспорт, идущий на АМЗ. Выезд маленький, много таксистов, грузового транспорта не видно, похоже, обходит стороной. Можно попытаться проехать 20 километров вперёд до поворота с объездной, но там позиция скоростная. Объездная длинна, ибо огибает Челябинск с севера, а он как раз к северу вытянут. В связи с этим транзитный трафик от Уфы на Курган предпочитает движение ч/з город. В начале объездной со стороны Москвы стоит указатель только на Екатеринбург, в конце прямая выходит прямо на трассу в Екатеринбург, а примерно через 2 км есть правый поворот на Курган. Со стороны Кургана картинка аналогична, только эти 2 км проезжаются в сторону Челябинска. По пути до Чебаркуля есть один мелкий рынок и чуть дальше две заправки друг напротив друга. На заправке я сменил машину, потому как частник, который меня вывез из Челябинска, начал требовать оплаты проезда. Поворот на Чебаркуль: пост ДПС, заправка, ещё какие-то приключения. Из машины не выходил, но на вид место вполне удобное. Далее трасса идёт по горам, сплошные подъёмы и спуски, на верхних точках почти на каждой зелёные стоянки. Поворот на Златоуст: площадка для остановки невелика и крайне глуха, мало того, в сторону Москвы дорога идёт в гору. Тем не менее, в течение нескольких минут меня там подобрал гружёный КАМАЗ 8-[]. Дальний выезд из Златоуста теоретически лучше - он в верхней точке, там стоянка, и т.д. Поворот на Юрюзань: пост ДПС, кафе, достаточно удобная позиция в обе стороны. Оттуда напросился сразу до Уфы, хотя, если не хотят брать, можно ещё просить до Аши или хотя бы до Усть-Катава (хуже). Московский поворот на Усть-Катав: автозаправка, позиция скоростная. На челябинском повороте вообще глушь. Далее до Уфы из элементов цивилизации присутствуют пост ДПС на въезде в Башкирию и рынок (достаточно крупный) возле поворота на Ашу. Всё остальное достаточно мелко и на позиции не годится, да и дистанция от Аши до Уфы порядка 90 км, не имеет смысла выходить на промежутке. Челябинский поворот на Уфу глух и дик, неудобен ни в какую сторону. Если выходить из Уфы, хорош Дёмский выезд (московский поворот на Уфу), и относительно неплоха развязка с магистралью на аэропорт (чуть дальше в сторону Челябинска). В километре от Дёмского выезда в сторону Москвы - пост ДПС, большая удобная позиция в обе стороны. К Дёмскому выезду из Уфы идёт автобус 16 (он же проходит мимо ж/д станции Дёма, к которой удобно выезжать электричкой от уфимского вокзала), в аэропорт идёт (от ж/д вокзала через центр) автобус 101, выходить из него на трассу надо либо до развязки, у Озёрного, либо сразу после неё, у кафе. Вскоре за (или незадолго до ;) Дёмского поста на московском направлении имеет место скоростная развязка - поворот на Казань. Это объездная, которая фактически выводит на трассу М7. Вообще поворотов на Казань с этой трассы как минимум три. От Уфы и до разъезда Чишмы - Арсланово идет четырехполосное шоссе с разделительной, дальше двухполоска. В Покровке стоянка, кафе, метров через триста был пост ДПС - сняли, АЗС и перекрёсток местного значения. Тюлени мешают, но не сильно. Поворот на Кандры: позиция скоростная, стоп крайне неудобный, мешают тюлени. Далее, через несколько километров пост ДПС, а сразу за ним перекрёсток и короткая обочина. В сторону Москвы позиция очень неудобная. Уходили на SAAB9000, хозяева которой были уболтаны в процессе покупки себе мороженого. Проехали уфимский поворот на Октябрьский, потом московский поворот - стоит на спуске с горы, относительно удобен. В сторону Уфы всё неудобно, ибо на подъём, единственная относительно удобная площадка - стоянка у источника, где многие останавливаются набрать воды. Перекрёсток с трассой Оренбург - Бугульма (Казань). Пост ДПС на самом перекрёстке, в сторону Москвы сразу за перекрёстком заправка, за ней ещё вполне широкая обочина, но в целом позиция скоростная. Поворот на Красный Яр - кольцо, ДПС на кольце, несколько километров до поворота на Тольятти. Поворот на Тольятти: Самара остаётся в стороне, развязка скоростная, выход на магистраль. Позиция относительно удобна сразу за развязкой, но она скоростная. Там же примыкает трасса на Волгоград и Оренбург. Въезд в Тольятти, пост ДПС. Позиция, удобная в обе стороны. Присутствуют также мелкие магазины, и так далее. Водители ругают оба Тольяттинских поста как шкурные и деньгопросные, там же известны случаи высаживания автостопщиков из машин других государств и попытки штрафования водителей за подвоз автостопщиков (согласно АК РФ частный извоз иностранному транспорту запрещён, и хотя частный извоз тут ни при чём, поскольку прибыль от подвоза автостопщика отсутствует, поди объясни это ДПСникам). Выезд из Тольятти, пост ДПС. Позиция, мало удобная в обе стороны. Запас по месту невелик, поток машин через плотину не маленький, сложно найти правильное место, но нужно, потому что дальше длинный гористый участок, там особо не постоишь. Крайне желательно сразу цепляться до Сызрани, а в Жигулёвск просто не имеет смысла ехать - другая сторона плотины, слишком недалеко. Можно пытаться ехать до поворота на Ульяновск, но там скоростной перекрёсток. Если пространство сразу за постом ДПС плотно запружено остановленными грузовиками, можно попытаться пройти метров 300 вперёд - там есть невеликая площадка, достаточная, впрочем, для остановки длинномерной фуры. Хотя, если там кто-то уже ремонтируется, места может и не хватить. Жигулёвск. Другая сторона плотины, на самом выезде (перед началом подъёма) есть невеликий пост ДПС, от которого теоретически можно попытаться идти. Я не пробовал. За Жигулёвском начинается затяжной подъём на Самарскую луку, на спуске (в сторону Жигулёвска) бывают пробки. Ваны. ДПС местного значения прямо посреди населёнки. На позицию не тянет. Переволоки. Сельцо на Самарской луке, известное относительно неплохой готовкой. Сызрань. Самарский поворот - скоростной перекрёсток. Поворот на Ульяновск - скоростной перекрёсток. Московский поворот - крупная стоянка/заправка/рынок и пост ДПС. За постом на выезде - большая обочина, позиция вполне удобная в обе стороны, хотя некоторые предпочитают уезжать с рынка, я бы не советовал. В сторону Самары от ДПС до рынка очень маленький пятачок, грузовик там не остановишь. На легковой уйти можно. 80 км после Сызрани: пост ДПС у поворота на мелкий нас. пункт. Названия не запомнил. Кузнецк: город обходится по объездной, удобных позиций не замечено. Впрочем, на Московском конце объездной есть заправка и стоянка. Вроде даже и ДПС, но не уверен. Городище: пост ДПС прямо в населённом пункте. Уходить по идее можно прямо с него, особенно в тёмное время суток. В целом позиция средняя. Пенза. Самарский поворот - пост ДПС, удобная позиция в обе стороны. Московский поворот - на подъёме (в сторону Москвы), ночью позиция просто невыгодная, днём надо как минимум подняться на гору. Чуть дальше, километров через несколько, поворот на Саратов, Тамбов и Астрахань, многие едут туда. Там - скоростная развязка. Не рекомендую. Мокшан: весовой контроль, кучка кафе на московском въезде. Позиция в целом удобная. Драйвером рекомендовано кафе под названием "Сторожка" как очень приятная точка питания. Нижний Ломов: пост ДПС прямо в нас. пункте, заправка, стоянка, всю удобную обочину занимает сплошной рынок :-(. Тюлени и таксисты в обе стороны от поста, позиция в целом гнусная, хотя уехать можно и с неё. Утром-днём конкуренция со стороны тюленей и торгашей в направлении Москвы приводит к тому, что приходится проходить километра полтора вниз - к локальному перекрёстку и заправке на выезде из Н. Ломова. Предыдущая перед Ломовым деревня по направлению к Москве - точка ловли машин ДПСниками за скорость. Позиция плохая, попадать не советую. Беднодемьяновск: ничего примечательного. Сразу за ним заправка-стоянка, потом пост ДПС на границе Пензенской области, через пару км поворот на Саранск (459 км от Москвы). Аким Сергеевка: пост ДПС. Зубова Поляна: относительно крупная стоянка. Перекрёсток с круговым движением - довольно неплохая позиция. В остальном ничем не примечательна. Умёт: расположен на границе Мордовии и Пензенской области, примечателен непрерывным рядом мелких питательных заведений, расположенных вдоль всего проезда через посёлок и начинающихся (со стороны Пензы) задолго до начала самого посёлка. На московском выезде - стоянка TIR. Шацк: пост ДПС в самом центре города, _очень_ мало места для стопа на Москву и совсем нету оного в противоположную сторону: сразу за постом мост через речку, а за ним крутой поворот направо с подъёмом. На Москву я с этого поста уезжал, но позиция неудобная. На самом московском выезде есть крупный рынок и заправки, местность оживлённая, так что можно выходить за этот рынок и занимать позицию там. Рязань: посты ДПС на обоих выездах и посередине объездной, в точке ответвления местной трассы. Объездная местами идёт через город, так что даже машина, идущая в Рязань, теоретически может Вас провезти часть дороги, например в сторону выезда на Москву - до железной дороги. Там заправка, перекрёсток, оттуда ходит троллейбус 1 на московский выезд, и там можно поймать локала до выезда. А может, и не локала - не знаю, мне локал попался :). Последний троллейбус с выезда в город идёт в 0:38. ВНИМАНИЕ! Поста ДПС на повороте на Рыбное больше нету, и позиция там теперь скоростная, хотя относительно удобная. От Рязани и до Москвы (за исключением коломенской объездной) идёт 4 полосы без разделительной. Луховицы: пост ДПС в середине н.п. Ночью - удобная позиция, днём есть конкуренция со стороны тюленей, что, впрочем, не особо мешает. Днём я остановил КАМАЗ в Москву прямо на абстрактном перекрёстке в оных Луховицах - видимо, транзитники не воспринимают их, как город ;). Коломна: объездная невысокого качества, но транзит тем не менее идёт по ней. Позиции что на въезде, что на выезде скоростные. Я бы не советовал ехать до Коломны в любом из направлений, хотя на Рязанском выезде начали строить ДПС. Бронницы: пост ДПС. По рассказам драйверов, на этом посту часто любят трясти деньги с машин. Здесь же транзитные драйверы часто сворачивают направо, потому что транзит далее запрещён. Пугаться этого не надо - они всё равно не пойдут по длинной и некузявой первой бетонке, они повернут на Раменское и въедут в Москву через Люберцы :). Соответственно, со стороны Москвы есть развилка, где главная дорога уходит прямо, а на Бронницы сворачивает. Позиция там скоростная, и выходить там не надо - транзит всё равно идёт через Бронницы, ибо главная дорога далее упирается во вторую бетонку, на которую придётся повернуть налево и въехать по ней в те же самые Бронницы. Многие легковые об этом знают и уходят сразу на Бронницы - получается прямее. в Быково имеет место местный перекрёсток, светофор и ДПС, позиция из Москвы в целом неплохая, в Москву не очень - ну да зачем? ;> поворот на Лыткарино - скоростная позиция у развязки, тем не менее стопится на ней легко. Выезжать на неё неплохо, потому что много локала сворачивает в Лыткарино и перестаёт заслонять транзитный поток. МКАД: поворот на Рязанское шоссе Вам не поможет, это старое шоссе, по нему нормально въезжать, но не выезжать. Нужен поворот на Новорязанское (Волгоградское) шоссе, почти сразу за ним идут Жулебино и Люберцы. Мосты длинные, удобных позиций не помню, всё скоростное. Разве что непосредственно за лепестком развязки, но там на обочине лесок - может пугать. Вдобавок, когда там что-нибудь ремонтируют, ещё и пробки, ситуация для стопа малоприятная. Я уезжал со МКАДа. Можно пытаться пригородным автобусом выезжать в Люберцы, а лучше до поворота на Лыткарино, а можно наоборот начинать ещё на Волгоградском проспекте (до МКАДа) - кто во что горазд. От метро "Кузьминки" на МКАД идёт два автобуса (79, 655), а на Новорязанское шоссе - три маршрутки/пригородных автобуса (347 - Дзержинский, 348 - Лыткарино, 354 - Люберцы, 115-й квартал). На шоссе при выезде из города (внутри МКАД) есть ДПС, хотя за ним я не стал бы становиться. Кроме того, наружу идёт автобус 89 - в Жулебино. От Жулебинского перекрёстка (позиция скоростная, сразу за светофором знак "остановка запрещена") можно отрываться на локале до поворота на Лыткарино. Там позиция скоростная, но удобная. Новорязанское шоссе - шестиполосная магистраль - тянется до второй бетонки, на которую надо поворачивать налево (и в Бронницах направо) - это всё при движении из Москвы. Комментарии пишите по адресу gvs@rinet.ru