Здесь представлены мои личные наблюдения за магистральной трассой М53. НОВОСИБИРСК - КЕМЕРОВО - КРАСНОЯРСК - ИРКУТСК. Общая длина - 1893 км (789 Н-ск - Кр-ск, 1049 Кр-ск - Иркутск). Покрытие - двухполоска с обочиной, асфальто-бетон или гравий-гудрон, сплошное до Красноярска, прерывистое после. У Кемерово нет объездной. Незадолго до Иркутска (от Ангарска) есть небольшой магистральный участок. По состоянию на август 2003 года ситуация с плохим дорожным покрытием выглядит так: * после Кемерово и до Мариинска есть разбитый участок (365-й км, река "Золотой Китат") * 1090-1099 (не доезжая Ингашей) - выбоины в асфальте, засыпанные грунтом и щебнем * выбоины продолжаются от выезда из Тин, два участка без асфальта за Елизаветкой, в Ниж. Пойме асфальт кончается. * 1160-1165, 1225-1234, 1239-1241 - без асфальта * 1241-1253 асфальт с выбоинами * 1253-1260, 1295-1318 (особенно плохи 1305-1309), 1398, 1443-1462 б/а * 1462-1464 плохой асфальт * 1464-1466, 1474, 1478 б/а Зарекомендовавшие себя кафе (расстояние от Н-ска/от Иркутска): * "Hi-Fi" (95/1775) * "Сибирь" (118/1752) (пов. на Чахлово - Кривояш) * "У Петра" (1270/600) * "Средний" - где-то между Черемхово и Усольем, ориентир - т/ц "Светлана", по левую руку при движении из Н-ска, высокий. Населённые пункты: НОВОСИБИРСК Мошково (ДПС) Болотное (ДПС) Юрга (пов. на Томск, ДПС) - пов. на Топки (ДПС, Кемерово по кольцу налево) КЕМЕРОВО Мариинск - пов. на Тисуль (Ужур) +Боготол (ДПС) Ачинск КРАСНОЯРСК пов. на Уяр (ДПС) пов. на Рыбное, Агинск (кольцо) Канск (ДПС) Нижний Ингаш (ж/д переезд, ДПС ч/з 3 км) Бирюса (ДПС, граница Иркутской области) Тайшет Нижнеудинск (ж/д переезд) -Тулун (ДПС) Куйтун Саянск Зима (ДПС) -Черемхово (объездная) -Усолье-Сибирское Ангарск (объездная) ИРКУТСК Поток машин днём порядка 1 машина/2-10 минут, ночью порядка 1 машина/30 минут. Как обычно, в утренне-вечернее время поток выше. Есть ночной "тихий час". Новосибирск: выезд до пов. на Пашино, там же примыкает мини-объездная, по которой покидают город рейсовые междугородние автобусы. Стоянка, потом заправа, потом ДПС, позиция за постом вполне неплоха. Мошково: в стороне, ДПС, следом трасса плавно уходит налево, стоять можно за развилкой. Болотное: ДПС, заправка, кафе. Позиция нейтральная в обе стороны. Пол-дороги к Томску. Юрга: ДПС, весовой контроль, поворот на Томск со стороны Кемерово. Топки: в стороне, кольцо с периодически работающим ДПС, позиция неплохая. Кемерово: объездной нет, ДПС на въезде/выезде, оба неудобны в сторону Н-ска. Проходить по указателям на Мариинск, когда объездная упирается в широкую улицу, а за ней одностороннее движение и запрещено грузовикам, поворачивать налево, на старый мост. Для грузовиков этот мост закрыт, они должны идти другой дорогой, ч/з новый мост в центре. После моста прямо, и далее по указателям либо по главной. Развилка Мариинск - Анджеро-Судженск - примерно через 30 км после выезда. Многие машины идут прямо (Мариинск направо), так что имеет смысл доезжать до н/п Березовский (сразу за развилкой), там на въезде АЗС и стоянка, позиция скоростная. После Березовского сопки, примерно 100 км. Мариинск: объездная плоха, на легковой лучше насквозь. Есть повороты на Томск. ДПС на Красноярском выезде, за ним короткая обочина (80м) и мост ч/з реку - в целом совершенно непригоден. Примерно ч/з 20 км есть поворот на Тисуль, Ужур - туда уходят машины в республику Тува. Позиция за поворотом скоростная, в сторону Мариинска есть заправка и кафе. Боготол: КПМ на въезде (не особо активный), ДПС на выезде (вполне живой), пост ДПС вполне тянет на круглосуточную позицию. Ачинск: длинный растянутый город, объездная на Т-образном уходит направо, частично идёт ч/з город, с неё есть поворот на Абакан. В середине объездной пов. на Назарово, там развязка. На Кр-ском выезде нерабочий ДПС, за ним подъёмчик, АЗС и плавный поворот направо. Красноярск: длинная объездная, которая проходит за городом, частью по нему. Выезд в сторону Н-ска - спросить в городе, городским транспортом до светофора, в сторону Иркутска - А70 от КрасТЭЦ - до трассы, впрочем, он не доходит, так что может иметь смысл выходить в середину объездной. На объездной: въездная развязка (скоростная), въезд в город со стороны Н-ска, отмечен кольцом и заправкой Юкос. Далее несколько перекрёстков со светофорами, объездная покидает город и идёт по краю, далее мост ч/з Енисей, за мостом ДПС на перекрёстке, далее кольцо с пов. на Абакан, далее кольцо местного значения, примечательно тем, что при движении из Иркутска на Н-ск надо ехать по указателю "Берёзовка", далее выездная развязка (скоростная). Через 20 км после Кр-ска полоса кафе и заправки, вполне позиция. Поворот на Уяр: ДПС за 500м до, у самого поворота заправки и кафе. Канск: ДПС на выезде, транспортный контроль на въезде. И то, и другое в состоянии лёгкой летаргии. Рядом с Канском военная часть, ДПСники могут проявлять повышенный интерес к путешственникам. Объездная немалой частью идёт ч/з город. Вообще зависать в Канске не полезно, желательно проходить насквозь. Верхний/Нижний Ингаш. Перед Верхним ж/д переезд, потом за Нижним ещё один переезд (более локальный), потом ч/з 3 км выездной ДПС Красноярского края. Вообще говоря, бессмысленно забираться в эти места, там поблизости поселения заключённых, места криминогенные. Лучше ловить от Канска минимум до Тайшета. Река Бирюса, пов. на н/п Бирюса - въездной ДПС Иркутской области. Если машина идёт до Тайшета, может иметь смысл выйти здесь и ловить машину дальше, но с тем же успехом можно встать на въезде в Тайшет за переездом. Тайшет: ничего примечательного. На Кр-ском въезде переезд - позиция, на Иркутском - зигзаг налево, крутые повороты, скорость мала - тоже позиция. Нижнеудинск: кафе до въезда, потом переезд, потом уже сам город. Тулун: объездная частью идёт через город, пост ДПС в самом н/п, ни в одну сторону неудобен. Лучше сюда не забираться. Единственный плюс: примыкает поток из Братска. Поскольку ч/з несколько км после Тулуна есть ж/д переезд, можно пытаться его использовать, как позицию. Но нужно ли? Тулюшка: небольшая деревня, примечательная разве что тем, что в ней продают шампиньоны, собранные здесь же, в окрестностях. Есть ж/д переезд на въезде со стороны Кр-ска - тоже может быть позиция. Куйтун: объездная частью через город, со стороны Иркутска есть АЗС - позиция, больше ничего приятного не замечено. Зима: в стороне, полоса кафе, далее ч/з 3 км мост, за ним пост ДПС. Отсюда имеет смысл ловить машину минимум до Ангарска. В сторону Кр-ска позиции нет - сразу за постом выход на мост, лучше уезжать к кафе. Черемхово: кольцо, когда-нибудь потом это будет хорошей позицией, сейчас окрестности славятся, как бандитские, не надо туда забираться. У Усолья- Сибирского слава не лучше. Ангарск: сателлит Иркутска, сюда уже ходят маршрутные такси из Иркутска. Незадолго до Ангарска начинается магистраль, развязки все скоростные, позицией является полоса за примыкающим лепестком. Иркутск: трасса входит в город со стороны м/р Иркутск-II (в котором находится авиазавод и военный аэродром). Развязка скоростная. Выезд из центра А 28, 37, маршруток ходит много и хорошо. Старт на Кр-ск за примыкающим лепестком. С этой же развязки направо уходит трасса М55 на Улан-Удэ. Комментарии и дополнения пишите по адресу gvs@rinet.ru