Глава 21. "Pоман в стихах - 7". "Дорогая миссис Харгривс! Предчувствую, что после стольких лет молчания это письмо покажется Вам голосом с того света, и все же я верю, что годы не стерли память о днях, когда мы с Вами переписывались. Я начинаю убеждаться, что память старого человека с трудом удерживает недавние события и новых друзей..." Лютвидж Доджсон (Льюис Кэрролл) - миссис Харгривс (Алисе Лидделл). * - Не очень-то и понятно... А что было дальше? - Дальше? - казалось, он удивлен, - но это... почти все. - Значит, все-таки было что-то еще? - я слегка замялся, но все же сказал, - ведь ты же ангел, ты не умеешь лгать и не умеешь говорить "нет"; расскажи, что было дальше. - Но дальше почти уже ничего не было, с ума я не сошел, не умер, ну, что еще? Как ты думаешь, - Льюис Кэрролл был действительно влюблен в Алису Лидделл? - Это имеет отношение к твоей истории? - Конечно. Ты пишешь? Запиши тогда еще вот что... Though I oughta bare my naked feelings Though I oughta tear the curtain down I held the blade in trembling hands Prepared to make it but just then the phone rang I never had the nerve to make the final cut * Я деградировал. Затея с киллером - обернулась выброшенными на ветер деньгами. Я бы мог на это проклятое золото купить пластинок "Би Джиз" или еще чего... Дичайшая глупость! Почему он не убил меня? Вероятно, я опять что-то напутал или не так понял. Меня обманули!.. Они знали все с самого начала! Они взяли деньги и посмеялись надо мной. Как... в дурацком кино. Типичная трагикомедия. Подсунули мне каких-то опереточных бандитов... Что они со мной сделали? В чем я провинился? Почему они не убили меня? * Но как тогда я оказался на ночных улицах? Девичье поле. Я хорошо помню эти места. Они для меня почти родные. Здесь, на улице Бурденко, в подвале жилого дома, проходила моя первая выставка. Было масло, темпера и коллажи. Концерт на открытии. Хиппи восьмидесятых. Любовь на тусовке. Ничего не было. Свернул на Малую Саввинскую. ...Работа. Одна, другая. Учеба. Смерть друга, убийство тела. Музыка, слишком много музыки. Нет, конечно же - ничего не было. Кто ты?.. У тебя очень красивые глаза. Наверно, каждую секунду где-нибудь звучит эта глупая фраза, люди на разных языках, в разных странах - повторяют: у тебя очень красивые глаза. Больше и говорить нечего. Я запомню только глаза. Они словно серебряные. Когда в лесу прошел дождь - только прозрачные капли серебра теперь блестят на тонких нитях паутинок. Как красиво... Я никогда не видел сверкающие в каплях дождя паучьи сети. Я сам будто паук. Нет, ничего не помню. Что я узнал о любви? Был любим? Любил? Нет, ничего не помню. Точно паутина дрожит. Легкие тени переливаются радугой. Стремительно несется надо мной... страшное небо... Тогда - должна была начаться любовь, но... чуда не произошло вновь. И тебя не было. Но что я знал о любви? Как они живут? Как они могут жить? Они ведь как-то находят общий язык, они ведь беседуют друг с другом. Они ведь как-то живут, любят, умирают. Я прочел их книги, немного, но мне говорили: это - лучшие. Я поверил в их музыку; я молился их идолам, клялся, камлал, - что из того? Стал ли я человеком? Я был негодяем и страдальцем, я умирал и убивал, но - что из того? Наконец, я махнул рукой: пусть все идет как идет, пусть - некое "оно" само меня вытащит, сделает; нет же, нет. Стал ли я человеком? Я стал пародией на человека. Я думал: любовь привяжет меня к земле. Что ж, любовь не смогла меня привязать даже к тем, кого я любил. Я предавал и меня предавали. Любовь могла бы спасти. Но, нет: ничего нет. Словно заклятие, проборматывал я тексты истории последних дней моей жизни, опять и опять повторяя слова, фразы, вспоминая поступки, переигрывал мысленно их так и эдак... Как будто я об этом уже писал. Вот забавно! Думал: литература откроет мне суть человека. Они говорили: слово есть бог. Что ж, я поверил им. Вернее, нет, я попытался им поверить. Я смеялся над их мыслями, я издевался над их чувствами, но я же хотел как лучше... Оказалось - то, над чем плачет один, для другого - пустяк, шутка, глупость. Они научились оценивать боль. Или паковать счастье в заранее заготовленные формы. Рассуждать о удачной или неудачной смерти. Какой уж там бог! Одни слова... в котоpых... очень, слишком много... смысла... Пародия на человека. Вижу, что горят фонари. У подъезда стоит машина. Окно зажглось. Раз, два, три... На четвертом этаже. А тело жило на пятом. А я живу на тринадцатом. Вероятно, меня тоже не было. Жаль. В последнее время меня очень душила моя кожа. Я задыхадся в ней... Естество тяготило меня. Значит ли это, что я начал наконец-то понимать этого "человека"? Кажется, подобное состояние они называют самогипнозом: если долго повторять: "я ангел, мне пора домой" - постепенно почувствуешь себя этим самым потерявшимся на Земле ангелом. Но я должен, я просто обязан: либо забыть о том, кто я такой, либо - вернуться. Невыносимо! Невыносимо висеть в пустоте. Между адом и раем. Между человеком и ангелом. Почему я жив? Если таково наказание, то могу я хотя бы знать конкретно - за что оно? Как долго оно продлится? Я устал. Если я в чем-то когда-то не раскаялся, если от чего-то отступился, - я готов принять любые условия, любые! Вспомнить, вернуться... Я сдаюсь. Я не знаю, как устроен этот механизм. - Я вам не техник-смотритель!!... Неужели никто не услышал? Вышел на набережную. Только бы сейчас дойти. Не упасть тут, - дойти. Я должен, я больше так не могу. Если они опять мне не позволят, я сойду с ума. Но я ведь не сошел с ума? Двадцать или больше видеокассет с фильмами про ангелов. Бесконечные "Майклы" и "Неба над Берлином". Звенящие колокольчики. Клипы "Рема" и "Алисы". Рождественские открытки. Литературные произведения, песни... Пошлость на пошлости. Крылья! По моей просьбе мне сделали крылья. Почти настоящие, маленькие, легкие крылья, - на таких не летают, - просто так, для красоты. Им же не видны настоящие крылья! Значит, надо специально для них сделать ненастоящие, они верят лишь ненастоящему. Так Мамаша Фортуна наколдовала единорогу искусственный рог, для зрителей, - а то они, толпа алчных безумцев, толпясь у клетки, принимали единорога за обыкновенную белую лошадь. И потом - мне ведь нельзя зазнаваться. Искусственные крылья - такой хороший способ иронично относиться к самому себе. Но я так хотел быть обыкновенным... Искусственные крылья можно сломать, снять, в крайнем случае - оторвать или отрезать. А как мне быть с настоящими? Их не отрежешь. Я их даже почти не чувствую. Я уже почти ничего не чувствую. Удивительно. Как-то дожить. Опять, еще один раз, как-то дожить. Дотянуть, дотянуться до следующего дня. Потом еще минута и еще час. И потом еще день. Люди, события, чувства, числа... Они пробормотали меня. Выбормотали. Неужели: все? Очень неправильный вариант жизни, - он не получился, надо еще раз... все ведь уже известно. Любовь, смерть, ты, я - математические величины. Цифры. Опередить, обмануть, запутать или даже запугать их. Как можно испугать цифры? Ты это я. Цифры, цифры... Ци-фры... Ци-ци-ци. Какой мерзкий звук. Будто по стеклу. Сейчас, сейчас... майор Том вернется, и диктатор Пинк тоже вернется, и я вернусь тоже. Сейчас мы все вернемся. От странного, удивительной, гнетущей нежности страха становилось жарко. Мы должны встретится: ты и я. Издалека, в разноцветной подсветке прожекторов, парящий над набережной Новодевичий всегда казался огромным космическим кораблем... Ведь это майор Том прилетел, он спасет меня, он сломает Космический лед... Я сошел с ума? Когда же наконец один из нас станет самоубийцей? Но тогда и только тогда - другой отправится домой. А к тому, кто останется на Земле, - вернется Вероника. Чтобы умереть, надо стать человеком. Чтобы жить, надо умереть. Звучит как какой-то декадентский и совершенно несерьезный бред! Но это не бред. Все продумано и вычислено. Все равно боюсь. Я боюсь. Я должен умереть. Еще раз. Я должен умереть. Каждая мысль, каждое чувство - здесь - лишает меня того единственного, которым я являюсь - там. Но, вероятно, мое несчастное сознание должно было испытать здесь все. Так испытывают самолеты, гоночные машины, так механизмы испытывают на прочность. А я ведь должен был знать о своем механизме все. Либо к дьяволу разломаю проклятый агрегат, либо он у меня взлетит! Какие ясные, какие безнадежно простые мысли!.. Я так хотел понять его устройство... Теперь знаю: ошибся. Он действительно сложнее, чем я думал. А я не должен был думать. Я оправдываюсь. ...Уйдем отсюда, мне страшно. Нет, я не оправдываюсь! Я боюсь его, он причиняет мне боль. Почему он причиняет мне боль?! Я не хочу, чтобы он причинял мне боль!.. - Я готов! Я не выдержал пыток, в чем вам надо признаться? Эй, я иду, я уже иду. Не надо делать мне больно, я иду. "И они пошли. Но куда бы они ни шли и что бы ни случилось с ними... мальчик... всегда будет играть в этом... Зачарованном Месте..." ...Он спустился к озеру, к воде. Но воды не было. Был лед. Какая долгая ночь. Вечный лед. Позволь мне последний раз посмотреть в твои глаза. Это серебро. Я хочу запомнить лишь серебро. Можно... я поцелую тебя на прощание... Тебе это надо?.. Можно я... Я уже пришел. Я уже здесь. Мост манил его. Черная громада железнодорожного моста звала, тянула к себе. Стой, они, там, убьют тебя. Я должен понять. Я хочу простить себя! Да разве он жил? Вероятно... и не жил вовсе. У него была любовь, которую он не сберег. Любил ли он? Умел ли он любить? Вот и сейчас: что он теряет? Жизнь? Смерть? Определенно, я сошел с ума. Он устал думать, устал решать и сомневаться, ждать и надеяться. Он устал анализировать свои поступки, устал понимать и себя, и других. Да понимал ли он кого-нибудь, хотя бы - себя? Иди. Неужели так просто? Меня никто не остановит? Да? Да? Ну и к черту, к дьяволу, все. Еще раз: все. И еще раз... Какая долгая ночь. Много, очень много ступенек. Мост распахнулся перед ним. - Я пришел, Вероника. Я врал тебе. Я не человек, я - ангел. Ты болен. Ты играешь. Тебе не надоело валять дурака? Ты не веришь, что я ангел? Ты прицепил к своим плечам эти паршивые крылья и думаешь, что все теперь должны обратить на тебя внимание?! Ты не Вероника! Какие ты слова говоришь! Она никогда мне так не говорила!.. Крылья валяются где-то дома! Я не Вероника. Прости меня! Но... как ты увидела... настоящие... Веpоника? Ты живешь какими-то беспомощными иллюзиями и даже не сегодняшними, вчерашними, - почему? Потому что я предал тебя, Вероника. Ты убил своего сына. Сына, Вероника? Ты знаешь: он меpтв. Мы сломали друг друга, Вероника. Ты опять думаешь только о себе. Неужели ты никогда не любил меня? Никогда, Вероника. Всегда, никогда... Как это на тебя похоже. Неужели нельзя жить просто? Нельзя, Вероника. Несчастный фантазер! Ну зачем я тебе? Неужели ты не мог просто жить?! Посмотри, я ведь живая, и ты - живой! Зачем?... что ты придумал?! Ты променял нас на свои дурацкие иллюзии!.. Но, Вероника... Что ты как попугай заладил: Вероника да Вероника, очнись! Неужели ты так ничего и не понял?.. Вероника, но это все равно только ты... не покидай меня сейчас. Я улетаю, проводи меня, Вероника. Не кричи! Ты спятил! Ты водишь всех своих девушек на этот дурацкий мост!.. Меня здесь нет! Очнись! Я рассмеялся. Поезд, смотри, - все-таки поезд! Уйдем отсюда. Мне страшно. На мост ворвался поезд. Или она действительно испугалась? Ее страх передался и мне. Я оглянулся. Там - кто-то - вероятно, случайный ночной прохожий, - тоже взошел на мост. Еще несколько секунд. Вероника что-то крикнула. Я не слышал. Выхода не было, оставалось только одно. Ее крик и грохот поезда оставались теперь вдалеке. Размахивал руками случайный прохожий, он бежал к Веронике. ...Наклонившись над перилами, они словно что-то хотели понять. Я отвернулся, я не мог на это смотреть. Когда наконец настала тишина, там, за стенами Новодевичьего - словно я где-то об этом уже читал или еще что... не помню... Там - ударил колокол. * Когда открыл глаза... - Так и писать? Так и пиши. Я открыл глаза. Что я увидел? - Постой, так ты не умер? А ты пробовал? - Ну... ты мог замерзнуть, утонуть... Да мало ли? Мало, мало. Ты пиши, так легче. - Что, в самом деле? Надо попробовать. Я открыл глаза. "Не надо так, очень больно, она не сердится на меня? - Почему ты не взлетел? тебя насилу вытащили - крылья намокли, потянули вниз, скажи спасибо, что... - Она не обиделась на меня? - Вот этого уже никто не узнает. - Что так? - Она утонула, хотела спасти... - Да? вот ведь странно." Так не бывает. Они опять обманули его.