Глава 19. "Игры в Реальном Времени." * Если что-то тебя не устраивает, не отчаивайся, но переделай молча, чтобы никто ничего не заметил. * Умирающий мертв. * Для иных существование или не-существование бога вообще не является личной проблемой. Имейте это в виду, уважаемые ортодоксы! * О лисе и винограде. А если виноград действительно был зелен? * Художественный текст - это всегда инверсия. Люди так не живут, не говорят. С другой стороны, если напрямую писать "действительность", то полученный текст будет казаться вычурным или малохудожественным. Между реальностью искусства и реальностью жизни стоит что-то вроде полупрозрачного кривого зеркала, отражающего с обеих сторон. Какая из сторон имеет право именоваться действительностью? На выбор, любая. Но другая тогда - инверсии, инверсии, инверсии. * В сущности, любое литературное произведение - пародия. Так как, оно является не только прямым следствием каких-либо событий, реальных или вымышленных, но еще и переиначивает эти события, толкуя их, извращая их, наделяя их некими смыслами и идеями. Вся история литературы - это издевательство последующих произведений над предыдущими. * Искусство и жизнь. Допустим, сублимация. Но чего? Тут уж - смотря с какой стороны смотреть. * Если враг не сдается, его не замечают. Тогда он умирает сам. * Если тот, кто тебе ненавистен сильнее тебя, драться с ним бессмысленно - ты будешь побежден. Если тот, кто тебе ненавистен слабее тебя, драться опять же бессмысленно, достаточно будет его пнуть и поставить на место, если же тот, кто тебе ненавистен одной силы с тобой, - бой будет долгим и только измотает ваши силы, лучше договорись с ним, в крайнем случае убей сразу. * Когда на тебя идет некто, угрожая твоей жизни, убей его, не задумываясь о, быть может, тонкой его душевной организации, жизнь - превыше всего. * Как можно убить сильного. Со спины. Тогда он точно умрет. Глупо гордиться своей честностью перед лицом смерти. * Как можно убить преступника - 1. Человек, совершивший некое деяние, выходящее за этико-эстетические рамки общественного мнения, уже ставит себя вне общества, то есть, сам лишает себя права именоваться общественно полезным индивидом. В следствие чего общество получает право обходиться с ним не как с человеком, а как с мерзкой тварью. Мы видим, что преступники сами себя исключают из числа тех здоровых и верных людей, к которым применимы такие понятия, как мораль, милосердие, сострадание. Судебные разбирательства - только игровая формальность для очистки совести общественного мнения. * Сколь бы ни был заполнен автобус, те, кто стоят у дверей уверены, что "середина пуста". * Любая религия хороша, пока она не начала забираться к тебе в постель. Если вещи, перед которыми и Воскресший бог - ничтожен. * Как можно убить преступника - 2. Казалось бы, смертная казнь является делом постыдным и порицается общественным мнением. Это прекрасно. Несомненно те, кто исполняют приговор, автоматически сами становятся убийцами. Но уж если беззащитных преступников надо убивать, то пусть они убивают друг друга: сегодня некто палач, завтра он - жертва, а его палач - жертва послезавтра. И все при деле, и совесть спокойна. * Энтропия спасет мир. * Если кто-то предлагает совершить тебе явную глупость, не спорь, но сделай ее еще глупее, обратив последствия ее против того, кто убежден в нужности этой глупости. * Бессилие, как правило, не апеллирует такими понятиями, как "честь" и "достоинство". Как удобно казаться другим бессильным! Полная свобода действий. * Бегущие вверх по движущемуся вверх эскалатору... Они хотят быть быстрее самого бога! * Есть три состояния восприятия мира. Первое. Издалека. Мир кажется круглым, красивым и гармоничным. Второе. Вблизи. Мир кажется нелепым нагромождением вещей, деяний, событий. Третье. Изнутри. Мир опять кажется круглым, красивым и гармоничным. Как прекрасна Земля из космоса! Как сложна и порой безобразна она для тех, кто живет на ней! Но сколь разумно и красиво строение атома! Смотрите на мир изнутри, если не можете извне. * Всякую систему порождает досистемная энтропия. Энтропия же возникает в чрезмерно усложнившихся системах и разрушает их. * Страх перед миром, перед его законами, страх перед искусством, перед моралью, страх перед самим собой - выявляет среди нас, живых, - гостей, которые не вольны распоряжаться в чужом для них доме. Хозяева же своего дома имеют права позволить себе любую гнусность и любую глупость, но только, конечно, в пределах своего дома. Другое дело, что иные просто боятся определять границы своих возможностей, такие люди больны моральной клаустрофобией. Границы, которые могли бы стать непреложной индульгенцией, их пугают. А зря. * О боли - 1. Тот, кто изведал настоящую боль, не допустит ее повторения. Нигде. Вид чужой боли напомнит ему о собственной. * О боли - 2. Тот, кто изведал настоящую боль, вряд ли поймет боль чужую, чужая ему покажется ничтожной по сравнения со своей. * К тому, кто способен повелевать, пусть приходят влюбленные в него и любимые им. Враги должны быть повелителю противны, и их чувства и деяния пусть повелителя не беспокоят, не тревожат. * Ненависть не чувство, но дело. Как и любовь. * Бесчестно повелевать дураками и бессмысленно учить рабов. Так ли уж необходимо строить на болоте и пытаться на своем языке говорить с иностранцем? * Мудрый никогда не прилагает максимум усилий, но ровно столько, сколько необходимо делу. К чему лечить умирающего? * Есть такие люди, которые, подражая Иову, готовы для собственного спасения весь мир запрудить говном. Но это еще не самое страшное. Страшнее - если они это будут делать, желая спасти еще и весь мир. * Свобода - это отсутствие выбора. * Необходимо различать понятия "свобода" и "желание освобождения от чего-либо". Первое понятие - идеальное и врожденное. Человек может или не может чувствовать себя где угодно свободным. Второе же - проистекает из осознания "свобод" других людей. Даже вырвавшись из тесной комнатки в огромное поле, ты все равно будешь скован пространством земли, ты полетишь к звездам, запаковав себя в очередную тесную комнатку. Но теснота - в твоей голове, в твоем сердце. * Всякий социум центростремителен. Он, как и любой живой организм, повторяет своими формами строение и вселенной, и атома. * Почему семья является "ячейкой общества"? Институт семьи религиозен по сути, так как в нем отсутствует понятие осознанного подчинения, людьми движет не желание, но вера. * Тайная власть - это не власть неопознанных, но власть, функции которой обществу не известны, так как осознание зависимости ближнего является уже властью над ним. * Трепетное отношение тех или иных представителей человечества к таким понятиям, как "свобода", "равенство" и "братство", покажется нам смешным и нелепым, стоит только поверить в то, что свобода - это неосознанное незнание иных форм существования, равенство - это обезличивание элементов центростремительной структуры общества, а братство - это круговая порука, основанная на движении любой ценой. Но, в сущности, так ли это важно? Покажи сейчас кому-либо кишечник или селезенку - его стошнит. Как часто необходимое принимает самые уродливые и безобразные формы! * Подчас лишь будущее определяет настоящее, ты хочешь действовать завтра - иди из послезавтра. Придумай традицию для своего сегодня. * Молчание умного и молчание глупца звучит одинаково. Жаль. Но многих спасает лишь это. * Что приятнее: быть первым и бояться оказаться последним или быть последним и ублажать себя мыслью, что станешь первым? * Не является ли желание быть смиренным самым страшным проявлением гордыни? * Любовь - веpнейшая индульгенция. Сколь часто влюбленному кажется, что он имеет пpаво на все, даже - на свою собственную жизнь. * Если кому-то начнет казаться, что его мнение чего-нибудь да стоит - пусть выйдет в поле и запретит Солнцу светить. Помогает. * Нередко люди боятся громких, красивых слов лишь потому, что осознают полное убожество тех явлений, которые скрываются за этими словами. Не потому ли иные религии запрещают произносить вслух "имя бога"? * Садизм и мазохизм могли возникнуть только в особой социальной среде, где за богов почитаются постоянно издевающийся над родом человеческим садист и сделавший культ из своих страданий мазохист. Впрочем, каждый человек имеет лишь того бога, которого заслужил. * Зачем тебе лес, в котором есть волк? * Умереть героем - красиво, ничтожеством - мудро. Впрочем, Смерти все равно. * Можно задумываться о смысле своего существования, можно не задумываться. Конечный результат один. * Человек предполагает, бог располагает, а смерть дело делает. * Есть только одна умная шутка про закон причины и следствия: живы будет - помрем. Возразить такому положению дел не удавалось еще никому. * Лучший способ избавиться от соблазна - логически доказать себе, что желаемое соблазном не является. * Душевная боль, словно надежный бронежилет, защищает нас от боли физической. Какие претензии можно предъявить безумцу и страдальцу, если - война, эпидемия или стихийное бедствие? * Честные и сильные уходят на войну и убивают там друг друга. Выживают хитрые и слабые. Так мы деградируем. Современное оружие - в большинстве своем - оружие слабых. * Творчество от не-творчества отличают лишь этические и эстетические нормы общества на данный отрезок времени в данном социуме. К каком-то смысле продуктом творчества можно назвать все, что производит человек, даже экскременты. * Всю свою жизнь человек пытается найти способы самоудовлетворения. Любовь, искусство, игры, работа... Но полностью человека способна удовлетворить лишь смерть. Не потому ли покойники кажутся нам столь нездешне величественными? * Презумпция невиновности могла появиться лишь в обществе абсолютно не доверяющих друг другу людей. * Мертвые выглядят так отвратительно, что хочется их убить. * Утверждающему: "я не верю в бога", разумно бы было задать хотя бы два вопроса: во-первых, в какого именно бога? и во-вторых, а как, собственно, вы это делаете? * Плывущий против течения в лучшем случае попадет в болото или упрется в скалу, плывущего же по течению волны вынесут в океан. Что ж, подчас смирение освобождает. * Неужели человек способен желать того, что он не умеет? Житейский опыт подсказывает: желания - это и есть возможности. * Зависть и страх - вот то, что движет людьми. Зависть тянет вперед, страх толкает в спину. * Добро побеждает зло. Еще раз. Добро побеждает - как? Все равно оправдается. По умолчанию.