Глава 1. "Открытие." Мне 27. Двадцать семь, само по себе, - число замечательное. По части притягивания к нему за уши того или иного высокого смысла: нумерология, мистические теории, гностические открытия и прочее, прочее, прочее... Судите сами: прежде всего - это число содержит в себе две ключевые для человеческого существования цифры. "2" и "7". "2" - число человека разумного. Мы привыкли: правое-левое, доброе-злое, черное-белое. Это нам просто. Четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля. Ваpианты осознающей себя материи. Дуализм во всем. Да? - Нет! Нет? - Да! Бог - Дьявол. Правда - ложь. "Плоскатики". Декартова система координат. Человек разделяющий. Так, для ребенка, наконец разобравшегося, где: мое-чужое, правое-левое, я-они, - наступают времена просветления. Ненадолго. Постепенно мир приобретает объем. Раздвоенное рушится - возникает движение. Тогда для сознания пространства необходимы уже три координаты, три стихии, три "бога". Мир треугольников. Первые нонсенсы. Первые сомнения. Появляется понятие "пути", того, что лежит между "богом-дьяволом", "правдой-ложью", "светом-тьмою". Итак, появляется число "7". "7" = "4" + "3". "4" - мир материи. Четыре стихии. Координатная плоскость. "3" - мир сознания, духа. "Троица". Творение, разрушение, хранение. "7" - многим ключевое число для человека. Человек имеет "семиконечное" строение. "7" - и квадрат, и треугольник. Таков человек. Но человек вписывается в пентаграмму. Значит ли это, что "5" = "7". Да. Почему так? "5" - это "7", погруженная в самою себя. Часть квадрата стала треугольником и часть треугольника стала квадратом. И таков человек. У трона его - земной куб, одна грань которого - грань Высокого треугольника, в высоте венчающего трон. Символов естества - семь. Четыре - физические (квадрат реального мира): пространство, время, скорость, направление. (В них - четыре стихии.) Три - метафизические (горний треугольник): вера, надежда, любовь. (В них - триединство творения, разрушения, хранения.) Семь различаемых нот. Семь различаемых цветов. Семь сюжетов. (Метатекст) Семь архетипов. (Метагерой) Пять в семи - человек в естестве. Человек - автор, тот, кто выявляет. Катализатор. Адепт. Пять в семи - человек в естестве. Адепт. "2"+"7"="9". Девять - "3"+"3"+"3", т.е. тройка зацикленная на самой себе: граненый шар. То, что мы можем постигнуть. Выше: проще - бог. Шар. Итак, мне - 27 лет. Это что-то "значит"? Я могу считать. Я очень могу считать. Так получилось. ...Центростремительность человека. Постоянное желание уйти в символ, приблизиться в пониманию шара. * Символ. Образ - часть символа. Как человек "состоит" из головы, рук, ног и т.д. - символ состроит из образов. Мы, как правило, апеллируем к образам. К тому, что видим или ощущаем. Но обpаз (как часть символа) тут же относит нас к некому единому, целому, - неделимому. Идеальному. Порой стоит увидеть лишь часть лица человека или услышать лишь две-три ноты некой мелодии, - как сразу же: я знаю! это - то-то или то-то! Так и с нашими обpазами. Наблюдая часть целого (идеального) можно порою воссоздать это целое во свей "высокой полноте его сущности". Воображение и интуиция - не ошибаются: никогда. Вы скажите: неужели? Вы скажите: человек ведь не всегда правильно угадывает, предполагает, измышляет. Да, но: во-первых, где - объективная уверенность в том, что некая истина сосредоточена конкретно в этом носителе разума? Его амбиции, даже его знания - еще не дают ему повод рассуждать об истинности тех или иных явлений. Вероятнее всего, иных людей просто удобно считать умными и имеющими право указывать и учить. Но пусть и эти "умные" знают свое место. Во-вторых, любое рассуждение, в основе которого лежит анализ якобы категорического, - софистично. О чем это говорит? Да о том, что все современные системы знаний - софистичны, так как апеллируют сами к себе, искусство же является иллюстрациями к подобным апелляциям. Живем в гармоничном мире, совершенно заполненном. То есть - там, где ничего "негармоничного", "неестественного" возникнуть не может, что называется, по определению. И если художник рисует солнце зеленым, а небо - оранжевым, если историк утверждает, что Иван Грозный жив до сих пор и пасет гусей на крымской ферме Дж.Неру, если поэт пишет стих, состоящий из одних букв "ы", а композитор сочиняет симфонию, исполняемую на лязгающим замке, - следовательно: они лишь называют те явления обыденной, реальной жизни (а другой - у нас нет), на которые иные люди почему-то не обратили внимания. Презумпция, знаете ли, невиновности. Или прочтите "Суфизм" Идриса Шаха. Очень занятная книга. (Впрочем, и я, и он - мы ведь тоже... см.: "во-первых" и "во-вторых".) Итак, ошибок не бывает. Другое дело, да, - человек способен причинять себе боль. Так он этим и живет. Но учиться на подобных "ошибках" - глупо и нелепо. Ученик, как правило, вырастает тогда человеком жестоким, самонадеянным и грубым. Он, "пройдя сквозь огонь и воду", слепнет и глохнет. Чему он "научился на своих ошибках"? Он и на прямом пути станет искать ямы и колдобины. И найдет ведь. Потому что: смерть, как говорил М.Метерлинк, пользуется лишь тем оружием, которым наделяет ее человек. "Сколько будет дважды-два-четыре?" Не знаете. ...Дети сродни цифрам. Они знают все. Поэтому, иногда, когда бывает: сложно понять самого себя - скрываюсь за цифрами, они-то уж не обманут. Они умеют честно играть. Ребенком вновь стать сложно... Частокол вычислений и формул надежно скрывает некую внутреннюю пустоту. Конечно, пустоту, - кто посмеет утверждать, что в человеке, внутри его, существует "дух", "душа" или же что-то подобное; полноте! Человек разумно устроен так, что любая функция его организма, будь то любовь к другому человеку или к богу, будь то принятие пищи или писание стихов, будь то выговаривание слов или выпевание мелодий, - все функции, несомненно, - материальны, физиологичны. А "дух" - иной. Иначе как бы мы, "материальные", воспринимали "нематериальные" объекты типа "любовь", "бог", "совесть", "вдохновения" и т.п.? Остается лишь признать, что и "любовь", и любые другие явления воспринимаемые, а порой и творимые, нами - суть вещи, физические объекты, не больше. Но и не меньше. То, что - в Пентаграмме человека, когда уже часть Треугольника стала Квадратом. Там, где вершина Треугольника, - бог? Полноте! Вы видели ее? Я ведь предлагаю лишь расчет, я не настаиваю: уверуйте в Треугольник бога вашего! Мне достаточно того, что: "7" = "4" + "3" = "5". Так, иногда с радостью высчитываю правила, версии, приемы,... Да, это несколько скучновато, зато - конкретно применимо в личной жизнедеятельности. Опыт, как правило, основывается на статистике. Статистика форм. Вот человек, - разве то, что внутри не сообщает внешнему облику некую суть? Разве человек не творит свою внешность на базисе своих сокровеннейших представления о гармонии, боге, любви? И разве Треугольник не есть следствие Квадрата, как Квадрат есть следствие Треугольника? Мне возразят обыватели: столько красиво одетых людей - пустышки, глупые и бездуховные! - наглядевшись глянцевых журналов, они тупо повторяют "красивые" картинки... И - внешность их красива. Да, красива. Потому что: красиво все. Но ведь мне иная красота может и не нравиться. Скажем, я вполне признаю Эрмитаж со всем его содержимым произведением искусства, прекрасным, в высшей степени гармоничным, но... Как говорил один хороший человек: мне его хоть сахаром облепи - в рот его не возьму! Нет, я даже не рассуждаю. Просто высказываюсь. Я могу тут же, не отходя, так сказать, от текста, признать себе неправым, толку-то? Вряд ли вообще для меня существует понятие "правды". Вряд ли вообще для меня существует понятие также и "смысла". Смысла? Да, возможно, даже и "смысла". Смысла, если, конечно, - выражать его. Звуками, словами, фразами... ( * Смысла. Хм-м, какого "смысла"? Звуки (вообще-то, принято говорить: фонемы; но - поскольку "звуками" называют звуки, издаваемые как живой, так и неживой материей, а фонемы - звуки, издаваемые лишь живой и разумной материей, то в данном контексте логичнее бы было вести речь именно о звуках, так как мы не можем утверждать, не будучи знакомыми с самим предметом обсуждения, складываются ли в своеобразные "слова" те "фонемы", которые издает не обладающая человеческим разумом, а также вовсе не-живая материя), итак, звуки - атомы. Физики-ядерщики расщепили атом. Звук тоже может быть подвержен расщеплению. Это очевидно. Каждый, отделимый от прочих, звук - состоит из "подзвуков", но... Это работа на уровне симбиоза лингвистки и биологии. Опустим. Звуки, - как атомы складываются в молекулы, - складываются в слова. (Или же - в звуковые сочетания: аккорды и пр.) Слова - молекулы. Что значит одно слово? Что значит одна молекула? Можно подышать молекулой кислорода?.. Слова образуют текст: текстовую материю. Текст материален и вещественен. Как и слова. Как и звуки. Отдельные же слова никакого "особого смысл" не имеют и никакого "особого значения" в себе не несут. Утверждение же: "в начале было слово" - сродни утверждению о том, что у истока эволюции материи стоял, скажем, "водород". Некоторый научный интерес подобные утверждения, конечно, представляют. Но - не более. Человеческая фантазия способна наделить любое из веществ нелепыми и ненужными функциями, те же функции веществ, которые могут исследоваться с ощутимо полезными последствиями, - как правило не замечаются. У И.Крылова была басня. Про ларчик. Финал этой басни таков: "а ларчик просто открывался". Все почему-то думают, что ларчик ПРОСТО открывался, а он-то - просто ОТКРЫВАЛСЯ. Разум подсказывает нам, искушает нас: реши загадку, вскрой проблему, но... Нет ни проблем, ни загадок. Но: бесконечное и безнадежное желание желать. Человек, увы, устроен именно так. Он будет думать о том, как открыть заветный ларчик, вместо того, чтобы открыть его. Он наделит слова высокими смыслами. Но каждое слово в отдельности - ничто. Кто такой Иисус без "Евангелия"? Без экспансии христианства на Запад? Никто. Персонаж эпизода, может быть, даже - малозначительного, истории Земли. Одежда делает монаха. Но, если каждое слово в отдельности не значит ничего, то и многие слова, являющие собой текст, не значат тоже ничего. 0+0+0+0=0. Что же за этими нулями? Долгие, вечные игры "неразумной" природы. Блики солнца на листве, грохот падающих камней, шум далекой реки... Но самомнение людей не знает предела. Их-де слова имеют смысл. Глупость. Удивительная бестактная глупость. А что, что, pазве что-то значат наши слова без этого и солнца, и камней, и воды? Наши хваленые слова, наши высокие слова, наши полезные слова... они - лишь перевод (если не подстрочник) "слов" природы, совсем иных слов. Непонятных, но - поpою таких прекрасных, будто бы - истинных... * Saved by a bell, Suffer in Hell, But you were to blind to tell! Saved by a bell, Suffer in Hell, And you made it through so well!.. М.Олдфилд "Saved by a bell". ...Кстати, да: если кому-то показалось, что несколько абзацев выше я шутил или издевался над кем-либо... Возможно, прикол с "семи-пяти-конечным человеком" заставил кого-то пожать плечами или попросту махнуть рукой: вот уж бред какой-то... Возможно. Но возможно - и нет. Одно могу обещать вам: есть нечто неизвестное ни мне, ни вам. О нем не нужно думать. О нем можно только "немножечко жить". Шутить, "сотрясать воздух". Оно большего и не требует. Вы усмехнетесь: что, Роман Шебалин, просыпаясь утром, думает не о том, как быстро и вкусно позавтракать, а о нумерологических законах, о пантаклях, - неужели? Да. О законах, о пантаклях и о вкусном завтраке. Одновременно. Сразу. И ничто ничему не мешает. Проблема "геометрического доказательства бытия божия" или решение о постройке действующей модели "пролонгатора естества" или, попросту говоря, - машины времени, - не менее реальны и значительны, чем проблемы, скажем, лично моей внезапной депрессии или какой-нибудь новой гражданской войны. Так скучно, что даже: смешно. Мир гармоничен. Человек центростремителен. Материя вечна. Не-материя вечна также. "5" = "7". Полетели. /октябрь 1997г./